Барокко, который часто называют стилем излишества и роскоши, обладает огромным эстетическим потенциалом. Многие любят его, а вот грамотно использовать богатые возможности этого стиля, увы, умеют не все.
Первое, что нужно учесть, прежде чем приступить к разработке дизайна штор, – конструкционные особенности окна и помещения. Так, если оконный проем широкий и низкий, по бокам рекомендуется использовать ткань темного цвета, а в центре – светлого. И наоборот. Удлиненные окна предполагают длинные шторы, поэтому лучше избегать большого количества свагов.
Число ярусов навески напрямую зависит от типа помещения, которое оформляет декоратор. Если речь идет о концертных залах, можно использовать 3-4 яруса декорации (бандо, многослойные сваги). В частном доме, чей хозяин предпочитает барокко, такое количество ярусов будет нелепо, поэтому должно быть уменьшено. Например, в спальне можно спроектировать богатый и изысканный балдахин над кроватью. А дизайн ламбрикена и гардин, напротив, сделать при этом простым.
Общее правило пропорций. Ламбрикен для высокого окна составляет около ¼, для низкого – от 1/8 до 1/6 его высоты. Размер джаботов также зависит от высоты окна: чем оно выше, тем джаботы длиннее (до половины высоты окна).
Оформление в стиле барокко рекомендуется применять в помещениях, где высота потолка – от 3,5 м и больше. Иногда (например, в концертных залах) высота потолков и, соответственно, гардин достигает 7 м. Обычный ламбрикен из бандо (40 см), сваг (90 см) и джаботов (1 м 20 см) с такой высотой будет выглядеть куцым. Поэтому необходимо изменить пропорциональное деление высоты ламбрикена и его составных частей по отношению к общей высоте гардины. Длина свагов должна составлять 1/4, а длина джаботов – 2/4 (то есть половину) от высоты гардины. Значит, при высоте потолка около 7 м желательно использовать сваги длиной около 1 м 75 см.
От пропорций зависит и декоративная фурнитура. Например, булоны на шторах должны быть не меньше 10 см в диаметре – в том случае, когда высота потолка составляет 3.5 метра. Мелкие украшения тут просто потеряются.
Чем длиннее гардины, тем более крупная декоративная фурнитура должна быть использована для их украшения.
Барокко подразумевает ткани богатой фактуры: бархат, шелк, жаккард, органзу, тафту. Вычурность в данном случае не минус, а еще один способ подчеркнуть масштаб всей шторной конструкции. Чаще всего в барокко прибегают к шелку, именно он (вследствие тонкой и пластичной структуры) позволяет достичь максимального эффекта от свисающих элементов. Правда, есть тут одно «но». При дневном освещении шелк меняет свой внешний вид, поэтому выполненные из него детали превращаются в бледно-серые пятна, превращаясь практически в половую тряпку.
Чтобы «спасти» столь дорогой и любимый декораторами шелк, нужно использовать подкладку из ткани типа black-out (со светопоглощающим эффектом). И тогда шелковая штора будет радовать глаз в любое время суток!
Что до цвета, наиболее популярны в этом стилистическом направлении: небесно-голубой, лососевый, цвет слоновой кости, нежно-зеленый, персиковый, ярко-красный и пунцовый, малиновый, бордовый. Часто эти цвета сочетаются с золотом.
Лучшие ткани для штор в стиле барокко:
Пожалуй, ни один другой стиль, кроме барокко, не дает декоратору такой свободы в применении декоративных элементов. Булоны, шнуры, кисти (выполненные, разумеется, из дорогих материалов типа бархата, часто в сочетании с металлизированными нитями).Допустимо совмещать ткани и декоративные материалы контрастной фактуры. Например, гладкая ткань для штор и ткань бархатистой структуры для элементов декора будут выглядеть очень выразительно.
Учитывая многоярусность шторных композиций в стиле барокко, элементы декора нередко тоже располагают рядами, что требует от декоратора особенной концентрации на деталях композиции. Дополнить ряды можно как традиционными лентами, бисером, так и камнями, жемчугом.
Наиболее распространенными в барокко являются шторы с ламбрикеном из свагов и джаботов. Если в конструкцию все-таки нужно включить бандо, то следует выбирать бандо мягкой, по преимуществу овальной формы, с большим количеством декоративной фурнитуры. В центре бандо часто помещают вензель с ветками, цветами, всевозможными вышивками. Кстати, есть специальные ткани с принтами, выполненными в стиле барокко. Отдельный мотив такого принта вполне способен послужить центральным элементом бандо и задать тон всей конструкции.
Жесткая форма бандо не исключается стилем барокко, но потребует от декоратора еще более кропотливой проработки дизайна.
При использовании для бандо, например, жаккардовой ткани с рисунком центральный вензель следует размещать на гладкоокрашенной ткани (лучше всего – на однотонном шелке). Как правило, вензель вышивают в технике глади (цветными, серебряными или золотыми нитями). От остального пространства бандо вензель отделяют с помощью шнура, а для большей выразительности помещают его на легкую «подушку» из синтепона. Нижний край бандо декорируют шнуром, кистями, булонами.
Обязательное требование при оформлении окон в стиле барокко – использование французских, либо австрийских штор, украшенных кружевом, булонами, лентами. Чем больше деталей, тем интереснее композиция!
Объемности композиции придаст подложка из синтепона, расположенная между основной и подкладочной тканью. Шторы с синтепоновой подложкой можно даже простегать, это только подчеркнет их пышность и пористую структуру!